Продолжаем публикации памяти Льва Колосова. На этот раз статья "Пионерская почта" из журнала "ВЕСНIК СУВЯЗI" №1 за 2019 год.

Предлагаем Вашему вниманию богато иллюстрированную публикацию нашего земляка из Лунинца Льва Леонидовича Колосова "Страницы истории почты Бреста". Эта статья была написана специально к национальной филателистической выставке "Белфила-2019", которая впервые была проведена в Бресте и была посвящена 1000-летию со времени первого письменного упоминания Бреста. Работа напечатана в каталоге  национальной филателистической выставки "Белфила-2019".

Немного истории

На территории Речи Посполитой, в том числе на территории сегодняшней Беларуси, в ХVII веке действовала Польская почта, организованная приглашенными иностранцами по европейскому образцу.

Рис. 1

После перехода от доставки почтовой корреспонденции нарочными и гонцами к середине 18 века наступил этап полноценной почтовой службы, когда появилась сеть почтовых контор с утвержденным штатом и бюджетом, организации приемки и обмена корреспонденцией. 

Главная почта города Бреста (часть 1)

Город в составе нового государства

По условиям Рижского мирного договора Западная Белоруссия отошла к Польше. 

 

Рис. 36
Польша 2021. Марка к 100-летию Рижского договора. 

Брест-Литовск был объявлен главным городом образованного Полесского воеводства. Развитие отрасли связи в восточных областях Польши происходило достаточно медленно. Услугами почты пользовались в основном состоятельные люди. Так, в городе с 1919 года функционировало только одно главное почтовое отделение, которое располагалось в уцелевшем довоенном здании почтовой конторы, расположенном по улице Ягеллонской 6/1. 

Согласно источникам по истории почты, в составе 4-х Белорусских губерний перед Первой мировой войной насчитывалось действовало более 380 постоянных почтовых отделений. Сеть почтовых отделений была достаточно плотная, если сравнивать с другими регионами Российской Империи, но в силу быстрого развития промышленности и торговли, транспорта и военных коммуникаций этого количества правительственных почтово-телеграфных отделений было недостаточно. Новые постоянные почтовые отделения открывались медленно и с большими трудностями. Даля работающей почты предъявлялись серьезные требования: если в течение трех лет деятельность почты не приносила дохода в государственную казну, то она закрывалась. Жители того или иного села не могли быть уверенными в том, что почта у них просуществует долго. Поэтому недостаток постоянных почтовых отделений компенсировался временными формами. Временные почтовые конторы открывались при почтовых станциях или волостных правлениях, на выставках ярмарках или на срок проведения определенного мероприятия, также на период сезона.  В последствии, временные почтовые конторы либо закрывались, либо, по прошествии лет, в случае окупаемости превращались в постоянные. В силу экономических причин дореволюционная деревня в крайне редких случаях имела возможность обеспечить достаточный для окупаемости оборот почтовых отправлений. Одним из успешных примеров превращения временной почтово-телеграфной конторы в постоянную является «Скобелевский лагерь».

Про Скобелевский военный лагерь недавно выпущена замечательная, хорошо иллюстрированная книга [1]. В частности, в ней говорится, что история возникновения лагеря недалеко от Барановичей на станции «Лесная» берет свое начало 1890-х годах. Лагерь предназначался для летних учений 30-ой дивизии, состоявшей из 4-х пехотных полков и артиллерийской бригады. 

Первое упоминание о связи М.Д. Скобелева с Белоруссией задокументировано в его рапорте, где Скобелев, служивший в качестве ординарца генерал-адъютанта графа Баранова в Варшаве, попросил о переводе в лейб-гвардейский Гродненский гусарский полк. Как выглядели гусары этого полка показано на рис.1.