Прошло не так много времени, когда у нас ещё было принято поздравлять друг друга с помощью почтовых открыток. В основном это были поздравления с днём рождения, Рождеством, Новым годом, Пасхой, позднее с 1 Мая, 8 Марта, Октябрьским праздником, днём Победы. У таких открыток текст поздравления всегда был небольшим, скорее просто знак внимания родственников и друзей, но от этих поздравлений веяло теплом и добротой. Такие открытки в семьях хранились десятилетиями.
СССР. Фотоотдел издательства «Молот». Ростов-на Дону, 21-VIII-58г.
Россия 1910г. Поздравление с Пасхой.
Издание Министерства связи СССР. 14/VII 1972.
Ещё было принято посылать весточки с мест отдыха, в пути следования на ближайшей железнодорожной станции. Как правило, старались выбирать открытки с видами городов, объектами природы.
Популярные открытки начала прошлого века.
Небольшой экскурс в историю.
Открытка (первоначально открытое письмо) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Первая почтовая открытка (почтовая карточка) была выпущена в Австро-Венгрии. 1 октября 1869 года в почтовом обращении этой страны появилась «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. В России открытка увидела свет в 1872 году. С 1 мая 1909 года во всех почтовых книгах, документах, бланках наименование «Открытое письмо» было заменено надписью: «Почтовая карточка».
Шло время, и тематика изображений на открытках становилась всё более разнообразной. Целыми сериями выпускались открытки по мотивам детских сказок.
Открытки из серии «Доктор Айболит». 30.XII-56. Издательство «Советский художник».
Появились собиратели открыток – филокартисты, которые подбирали их с учётом своих интересов, систематизировали и изучали их. Помимо изображения, на оборотной стороне каждая открытка, как правило, содержит массу интересной информации: фамилию художника или фотографа, где и кем издана, год издания, тираж.
Я. И. Броваръ. «Беловежская пуща». Издание «Ришаръ». С – Петербургъ. Начало 20 века.
Г.П. Кондратенко. «Хата въ Яновщине (имение Гоголя)». Россия. Издательство «В пользу общины Св. Евгении».
К.Ф. Юон «Взятие Кремля в Октябрьские дни 1917г.». Издание Музея Революции Союза ССР. Москва, 1928.
«Успенский собор». Рисунок О.Браза. Изд. Бюро Печати УСЛОН. Карлит № 4382.
(УСЛОН – Управление Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения в 1923-1937г.г.)
Отдельного внимания заслуживают открытки, отправляемые с фронта.
Издание состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества
Государя императора покровительством Скобелевского Комитета. Петроград. 1916г.
Воинские отправления 1941-1945г.г. пересылались по почте бесплатно.
Популярностью среди филокартистов пользуются и QSL-карточки (карточка-квитанция, в обиходе QSL) – документальное подтверждение факта проведения сеанса радиосвязи (QSO) между двумя радиолюбителями. Название происходит от Q-кода QSL, означающего «Вашу информацию получил». Такие карточки используются в качестве доказательства достижений радиолюбителя и являются основанием для присвоения радиолюбительских дипломов и других наград.
Каждая такая карточка содержит информацию о проведенной радиосвязи: позывные обоих операторов, время и дата контакта, использованная радиочастота, вид модуляции, рапорт (код, описывающий качество приёма), данные о месторасположении радиостанции.
В СССР почтовая служба по соглашению с Центральным радиоклубом осуществляла бесплатную пересылку QSL-почты между местными радиоклубами и за границу.
Понятно, что можно собирать все открытки, которые только попадаются в руки, но такое собрание не будет являться полноценной коллекцией, даже если их будет очень много. Каждый собиратель на каком-то этапе начинает понимать, что все его «богатства» необходимо показывать другим, а для этого необходимо привести их в систему.
В последние годы большой популярностью стали пользоваться открытки краеведческой тематики: виды городов, отдельных объектов, улиц. Проходит несколько десятилетий и внешний вид улиц меняется. И вот тут открытка приходит на помощь исследователю, а большинству людей позволяет просто вернуться во времена детства и юности. Наиболее основательные коллекционеры стремятся найти экземпляры открыток, которым многие десятки лет. Однако есть открытки, возраст которых перевалил за сотню лет.
Железнодорожный вокзал в Брест-Литовске на открытке конца 1890-х годов.
Издательство Н.К. Сидорова, Москва.
В конце 19 века появились первые открытки с видами Бреста, тогда Брест-Литовска в составе Российской империи. Вполне естественно, что на них был изображён железнодорожный вокзал – один из самых красивых в империи. Затем появились десятки открыток с видами улиц города, храмов, красивых зданий.
Но мы не встретим открыток с видами Крепости Брест-Литовск (так она тогда называлась) того периода – это был стратегический военный объект. Такие открытки появились в период германской оккупации в 1915-1918г.г. На большинстве из них указано название издательства и фамилия фотографа.
Brest-Litowsk 1915 H.Vogel
В конце девятнадцатого – начале двадцатого веков профессиональные фотографы стали ездить по городам и запечатлевать наиболее интересные и значимые объекты, а затем с их негативов различные издатели выпускали открытки.
В книге 1 «Память: Историко-документальная хроника Бреста», МIНСК БЕЛТА 1997, есть сведения о 15 магазинах и издательствах, которые в начале прошлого века занимались реализацией бумаги, книг, учебных и канцелярских принадлежностей с указанием их адресов. Все они находились на центральных улицах города: Миллионная и Полицейская (части современной Советской), Шоссейная (современный Пр-т им. П.М. Машерова), Пушкинская, Тополёвая (современная 17 Сентября), Гостиный двор.
Собирателям открыток с видами Бреста, изданными до 1915 года, известны три издательства таковых: Л. Варгафтига (ул. Шоссейная, д. Розеса), табачного и галантерейного магазина Х. Минца (ул. Пушкинская, д. Грушецкой) и книжного и писчебумажного магазина Я. Капланского (ул. Шоссейная, д. Ительда). Место нахождения некоторых из них можно даже увидеть на открытках.
Издательство Л. Варгафтига располагалось на улице Шоссейной
(на открытке – в центре, под балконом с надписью «Нотариус».)
Издательство табачного и галантерейного магазина Х. Минца (на открытке – слева).
В вихре Первой Мировой войны город был практически уничтожен. Только благодаря старым открыткам мы, гуляя по улицам исторического центра Бреста, можем узнать те немногочисленные здания, которые уцелели. Трудно переоценить значение таких документов в деле реставрации и восстановления облика объектов архитектуры города.
К сожалению, мы мало что знаем об издателях открыток. А ведь эти люди смогли донести до нас так много информации о внешнем виде города, быте его граждан, транспорте…
Заказное почтовое отправление из Брест-Литовска в Германию. 1909г.
Недавно мне попался «фирменный» конверт одного из издателей открыток с видами Бреста Я. Капланского, что побудило узнать о нём больше. Вот те скупые сведения из Интернета.
Янкель Капланский
КАПЛАНСКИЙ Янкель Бишкович (KAPLANSKI Jankel) (1862 Бельск-Подляски – ?) – книготорговец в Брест-Литовске, издатель открыток с видами города до Первой мировой войны. Владелец книжного магазина в Бресте-над-Бугом по адресу: ул. Ягеллонская, 18 (в 1927 году). Там же проживал.
Оборотная сторона открытки с указанием фамилии издателя Я. Капланского
А вот несколько видовых открыток, изданных в его издательстве. Предлагаю пройтись вместе по улицам старого Бреста, наверняка некоторые здания вам знакомы, подсказывать не буду.
Цветной (раскрашенный) вариант открытки
В небольшой статье трудно рассказать о всём многообразии мира почтовых открыток, такая цель и не ставилась. Тем более, сейчас набирает популярность относительно новый вид собирательства – посткроссинг. Количество видовых открыток становится всё больше, изготавливаются специальные почтовые штемпеля, организуются встречи увлечённых этим видом собирательства. Надеюсь, они так же смогут рассказать о своих успехах.
В статье использован иллюстативный материал автора и сети Интернет.
А. Николаев, член Правления Бресткого отделения Общественной организации «Белорусский союз филателистов».
От редколлегии: Статья автора оригинальна во многих планах. Но автор не указывает, что кроме посткроссинга и любителей открыток ФИП пошел навстречу коллекционерам и признал официально еще несколько классов в выставочной работе: открытый класс и класс художественных открыток. Так что любителям этого направления можно готовить экспонаты от одностендового к пятистендовому. С экспонатом можно заявляться на все выставки, проходящие в мире и Европе не только под патронажем ФИП,ФЕПА но и на любых региональных. Так что дерзайте!