Автор: Качан Владимир, Беларусь

Одним из самых красивых существ, чтобы украсить землю, является бабочка. Силуэт бабочки, летящей в воздухе во время весны или лета в ее чистой красоте и грациозности, впечатляет. Их природная красота не оставляет равнодушным никого. Даже императоры и цари были очарованы их изящными движениями и яркими цветами.

Один из величайших государственных деятелей России, Петр Великий — последний царь всея Руси и первый император Всероссийский — был человеком непоколебимой силы воли, необычайной энергии и высочайшего видения.

(Рис. 1. Три эссе почтовой марки России 1913 года с портретом царя Петра I).

Унаследовав огромное, но отсталое государство, он возвел Россию в ранг крупной европейской державы. Петр Великий, Петр I или Петр Алексеевич (1672–1725) правил Российским царством, а затем Российской империей с 1682 года до своей смерти в 1725 году. Он возглавил культурную революцию, которая заменила некоторые традиционалистские и средневековые социальные и политические системы на те, которые были современными, научными и основанными на просвещении. Царь интересовался коллекциями, представляющими русскую флору и фауну, и сам увлекался коллекционированием бабочек и гусениц.

(Рис. 2. Закрытое письмо с объявлениями России, прошедшее почту в 1899 году и включающее изображение летящих бабочек)

Петр I не только переписывался с известными в Европе коллекционерами бабочек, но и как настоящий собиратель обменивался с ними насекомыми из России. Петра I привлекала возможность использования коллекций в просветительских целях и возможность изучения природы.

(Рис. 3. Почтовый блок СССР 1991 года без перфорации с изображением бабочек России)

Царь Петр Алексеевич утвердился в намерении просветить свое государство. С этой точки зрения создание музея, для которого приобретались коллекции, которыми дивилась вся Европа, как нельзя лучше служило новому образу России, формировавшемуся в европейском общественном мнении. Создание диковинки, нового чуда света. было продиктовано стремлением изменить взгляд на Россию на внешнеполитической арене, а не просто обывательским интересом. 

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Уже в первое свое путешествие в 1697-1698 г.г. Петр познакомился с музеем Королевского общества в Лондоне, дрезденской, многими голландскими кунсткамерами и кабинетами натуралий.

(Рис. 4. Почтовая марка КНДР 1984 года - прибытие Петра I в Амстердам)

Он был в Амстердаме у Якоба де Вильде, собирателя древностей, монет, медалей, гемм; познакомился с кабинетом натуралий знаменитого анатома Фредерика Рюйша, осматривал анатомический музей в Лейдене у профессора Германа Бургаве, и конечно посетил собрание амстердамского бургомистра, ученого, коллекционера, своего друга и советчика Николааса Витсена.

В качестве мэра Николаас Витсен покровительствовал наукам и искусствам, поддерживал контакты с известными людьми. Николаас Витсен, будучи также директором голландской Вест-Индийской и Ост-Индской компаний, имел доступ к раритетам со всего мира. Его коллекция натуралий была одной из крупнейших, если не самой большой, в Европе того времени. Как обычно в мире любопытных, Витсен щедро делился своей информацией с другими. Коллекция Витсена в «кабинете редкостей» восхищала его сокровищами: насекомыми, кораллами, ракушками, сохранившимися животными и драгоценными камнями. В его шкафах сверкали эффектные бабочки и мотыльки из Ост-Индии, Африки и Южной Америки.

(Рис. 5. Эссе почтовой марки Малайзии 1976 года с изображением бабочки "Анютины глазки" из юго-восточной Азии)

В 1697 году Петр I посетил также коллекцию известного амстердамского торговца текстилем и коллекционера редкостей естественной истории Левинуса Винсента. Кунсткамера коллекционера Левинуса Винсента была известна как одна из лучших и самых замечательных в Голландской республике в конце семнадцатого и начале восемнадцатого веков. Сам Винсент называл свою коллекцию «Театром чудес природы». Коллекция состояла из восьми шкафов, в которых, среди прочего, находились: 288 ящиков с местными и экзотическими насекомыми, 32 ящика с раковинами и ракообразными, 14 ящиков с минералами и окаменелостями, 600 ампул с трупами животных в спиртах и шкаф с лесным декором. Хотя огромный объем и разнообразие выставленных экзотических и чудесных предметов сыграли ключевую роль в известности коллекции Винсента, именно уникальный способ представления этих предметов сделал коллекцию такой особенной. Бабочки, жуки и мушки образуют декоративные узоры из симметричных завитков и петель. Бесчисленные отдельные экземпляры образуют мозаику, из которой строится более грандиозная форма. Каждое насекомое было размещено в соответствии с его цветом, размером и рисунком по отношению к соседнему экземпляру, а также с учетом общего дизайна, который напоминал кусочки вышивки: «работа, которую невозможно представить словами или образами». Так было создано гигантское произведение натуральной мозаики из бабочек.

(Рис. 6. Почтовая марка Аргентины 2012 г. с коллекцией экзотических бабочек)

Царь Петр Великий встал на колени перед этим шкафом, чтобы рассмотреть его поближе, — поза, которая позже была истолкована как акт восхваления. 

Голландский ботаник и анатом Фредерик Рюйш был основателем и создателем музея анатомии, который располагался в его собственном особняке в Амстердаме. Хотя он наиболее известен своими завораживающе красивыми диорамами, в его музее также хранились хорошо сохранившиеся экземпляры экзотических растений и бабочек. Коллекция насекомых, которая была особенно хороша, состояла примерно из сотни ящиков, в которых бабочек сопровождали элегантные букеты цветов и трав, что полностью отличалось от представления большинства коллекционеров.

(Рис. 7. Серия почтовых марок Гайаны 1990 г. с экзотическими бабочками и растениями)

Музей был популярной туристической достопримечательностью Амстердама и был известен во всем образованном мире. Его кабинет стал чрезвычайно популярным и привлек внимание многих иностранных сановников. В 1697 году Петр Великий посетил Рюйша, который выставил все образцы в пяти комнатах, два дня в неделю открытых для публики. Он рассказал русскому царю, который очень интересовался наукой, как ловить бабочек и как их сохранять.

После возвращения из первого путешествия Петр I продолжил переписывался с новыми знакомыми из Голландии. Из письма Фредерика Рюйша русскому царю от 16 июля 1701 г. известно, что Петр отправил в Амстердам Н. Витсену спиртовые препараты гусениц с тем условием, чтобы тот поделился с Фр. Рюйшем.

(Рис. 8. Почтовая марка Беларуси 2016 года с бабочкой траурницей и гусеницей на купоне)

В письме Фр. Рюйш инструктирует царя, как лучше все это «богатство» сохранить: «Аще лучится впредь таких собрать в ящик и надлежит их кормить свежими листами, на которых они живут. И тако мочно видеть, как они переменяются по немногие дни повращаются в бабочки. Сию бабочку, аще булавкою проткнешь и укрепишь, дабы она висела, потом ящик засмолить, дабы их никакая гадина не испортила… Мы не сумняемся, на Москве многия такия удивительныя бабочки и иные всякие гадины изобильно обретаются».

Когда Петр I посетил Голландию повторно между 1716 и 1717 годами, он искал искусство и диковинки естественной истории. В 1717 году, во время своего второго визита, Рюйш продал Петру Великому свое «хранилище редкостей», включающее большое количество ящиков с бабочками. В 1717 году Петр I посетил также обширный музей предметов естественной истории голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы. Коллекционирование природных экземпляров, многие из которых были бабочками и другими насекомыми, было делом всей жизни Себы. Его научные интересы и любопытство побудили его собрать эту коллекцию во время серии путешествий в Ост-Индию и Вест-Индию, а также за счет покупок, которые он сделал из образцов, собранных путешественниками. во всем мире. За короткий срок он собрал большую коллекцию раковин, камней, чучел животных и экзотических предметов естествознания, включая тропических бабочек.

(Рис. 9. Почтовый блок Микронезии 2000 года с коллекцией бабочек)

Когда царь Петр I осмотрел это собрание, Себа продал ему всю свою коллекцию за 15 000 гульденов, включающее знаменитое собрание бабочек со всех концов света. 

В 1717 году Петр I купил коллекцию акварелей знаменитой немецкой художницы-натуралиста Марии-Сибиллы Мериан на 254 пергаменных листах, на которых с высочайшим художественным мастерством нарисованы тропические цветы, бабочки и другие насекомые. Суринамские акварели Мериан полны жизни и деталей. Ее бабочки готовы оторваться от страницы, их крылья переливаются серебряными и золотыми штрихами. Сочные гусеницы лениво ползают по ороговевшим стеблям, а бархатные лепестки и кожистые листья появляются среди завитых усиков.

(Рис. 10. Серия почтовых марок Суринама 1983 года с тропическими бабочками, нарисованными М.С. Мериан)

Для научных исследований 17 и 18 веков рисунки были настолько важны, что их следует рассматривать не как простые иллюстрации, а как часть научных исследований. Позже Петр I купил знаменитую «Книгу о гусеницах» с прекрасными акварельными рисунками Марии Сибиллы Мериан. Эти предметы легли в основу «Императорского кабинета», а позднее Петровской Кунсткамеры (кабинета редких естественноисторических образцов), основанной в 1714 г. в Петербурге. В Кунсткамере Петра I были гербарии и множество ящиков с бабочками, зверюшками и красивыми ракушками. К сожалению, невозможно увидеть знаменитую коллекцию бабочек Петра I, кроме приобретенных акварелей М.С. Мериан, так как при пожаре в здании Кунсткамеры 6 декабря 1747 года бабочки не удалось спасти.